Публицистика

Природа как враждебный субъект

Цунами в Индийском океане, за несколько минут уничтожившее около полутора сотен тысяч человек, лишний раз показало всему человечеству подлинное отношение природы к людям. Конечно, это не человеческое отношение, ибо у природы нет ни разума, ни чувств, ни воли, а есть лишь их жалкие аналоги. Вместе с тем, это враждебное отношение. Конечно, это не человеческая враждебность, ибо последняя обусловлена сознанием. Во враждебности природы нет злого умысла, такова ОБЪЕКТИВНАЯ сущность отношения природы к человеку. Природа ─ враг человека, враг всегда и везде, при любых обстоятельствах.

Долгое время человечество воображало, что природа ─ всего лишь пассивный объект безудержных человеческих манипуляций над ней. Когда во весь рост встала экологическая проблема, стало ясно, что природа способна на активные и непредвиденные враждебные действия по отношению к людям. Однако ГОРДЫНЯ человечества при этом обернулась своей противоположностью ─ мазохистским КОМПЛЕКСОМ ВИНЫ перед природой. Люди настолько уверовали, что выступают командирами всего и вся на Земле, что теперь многие склонны приписывать все природные катаклизмы негативному воздействию человеческого фактора. Но какое отношение имеет человеческий фактор, например, к катастрофе в Индийском океане? Никакого! Нередко действительно происходят землетрясения, имеющие техногенную природу, возникающие по причине образования полостей в земной коре после опустошения недр человеком. Однако Индийский океан не является местом активной добычи глубоко залегающего сырья. Более того, катастрофические землетрясения происходили на планете задолго до возникновения человека.

Строго говоря, думающим людям и не требуется столь выразительных катастроф для того, чтобы осознать враждебность природы, ее противоположность по отношению к человеку. Основную часть своей войны против человека природа проводит тихо и постепенно. Большинство членов моей семьи умерло от различных болезней в течение последних пятнадцати лет. А в древности средняя продолжительность жизни людей вообще была меньше тридцати. Все человеческие постройки и механизмы имеют тенденцию к разрушению. Когда человеческий индивид начинает вести себя как обыкновенное животное, он разрушает социальные связи. Таким образом, война природы против человека носит тотальный, всеобъемлющий характер. Природа воюет САМА, действует как СУБЪЕКТ, а мы можем либо помогать врагу, либо бороться с ним.

Кто-то еще настаивает на мире с природой, на потакании ей по целому ряду вопросов? Мой ответ короткий: МИР С ПРИРОДОЙ ─ ЭТО УТОПИЯ. С того момента, как формирующийся человек впервые ударил камнем о камень, получив тем самым острое орудие, он восстал против природы, сделал НЕ ТАК, как делает она. Характерные острые камни для археолога ─ верные следы деятельности древних людей. Чем дальше, тем больше человек действовал НЕ ТАК, как действует природа, чаще всего ─ прямо противоположным образом. ИБО ТАКОВА ОБЪЕКТИВНАЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ. Иначе мы действовать просто не можем. Природа насылает болезни ─ человек изобретает лекарства. Природа дает нам животные образцы поведения ─ мы противопоставляем этому культуру. Природа разрушает ─ человек строит. У человечества просто нет альтернативы покорению своего врага ─ природы, нет альтернативы обузданию ее стихийных сил. Либо человек покорит природу (что и будет означать единственно возможную гармонию с ней) ─ либо природа уничтожит человека (замечу, что последнее может произойти лишь при вопиющем попустительстве последнего). Третьего не дано. Но покорять природу надо с умом. СВОЕГО ВРАГА СЛЕДУЕТ УВАЖАТЬ. Таков урок экологического кризиса. В частности, своего врага необходимо ЗНАТЬ. (Ибо уважение предполагает наличие знания о предмете уважения). А для этого наука должна "вслушиваться" в ответы природы на наши вызовы, обращенные к ней. (И, более того, прогнозировать эти ответы). ДИАЛОГ с врагом, ДИАЛОГ с природой есть необходимое условие как развития современной науки, так и просто выживания человечества.