Публицистика

Дугинизм против древлеправославия. Часть 2. «Неоевразийство» и РПсЦ

Какое отношение имеет дугинизм к Русской Православной старообрядческой Церкви? Самое непосредственное. Дугинисты официально заявляют: «Одним из приоритетных направлений в идеологии и деятельности Евразийского Движения является старообрядчество». [1] Не стоит переоценивать степень влияния дугинизма на РПсЦ, но не стоит ее и недооценивать. В «евразийском» движении задействованы многие активные белокриницкие старообрядцы, включая и дугинского заместителя – руководителя информационно-аналитического отдела Международного евразийского движения. Выступая на вышеупомянутом учредительном съезде «Евразии», тогдашний секретарь Московской митрополии РПсЦ (он же – известный старообрядческий публицист) заявил о необходимости возвращения к «традиционным наукам» [2], под которыми дугинисты подразумевают алхимию и колдовство. [3] Сам Дугин выступал на Освященном Соборе РПсЦ 1998 г. в качестве советника председателя Государственной Думы РФ. [4] Кроме того, на домене, принадлежавшем Дугину, некоторое время располагался официальный сайт РПсЦ. [5] Покойный предстоятель нашей Церкви митрополит Андриан отмечал следующее: «Та откровенность и историческая правда, которая прозвучала в публикациях А.Г.Дугина, меня очень поразила в свое время. Я очень высоко ценю его смелость, эрудицию, богатые исторические знания, а самое главное – активность, которой недостает нам, старообрядцам. Разумеется, мы не можем считать Александра Гельевича «своим», потому что он является прихожанином единоверческого прихода Московской Патриархии. Тем не менее у нас всегда находится о чем поговорить при встрече и наши стремления и планы во многом созвучны». [6] Вот отчет об одной из таких встреч: «13 мая 2004 состоялась официальная встреча руководителей Международного «Евразийского Движения» – Председателя «Евразийского Комитета» Дугина А.Г., заместителя Председателя «Евразийского Комитета» Гаглоева М.Г. и члена «Евразийского Комитета», руководителя пресс-службы «Евразийского Движения» Коровина В.М. с первоиерархом Русской Православной Старообрядческой Церкви Митрополитом Московским и Всея Руси Андрианом (Четверговым) и икономом РПСЦ о.Евгением Чуниным. В ходе беседы были обсуждены вопросы активного сотрудничества в области возрождения старообрядческой культуры, проекты восстановления архитектурного ансамбля Рогожского посёлка, реституции храмов и церковного имущества РПСЦ в Москве и Подмосковье. Особое внимание глава самого крупного старообрядческого согласа – белокриницкой иерархии – уделил актуальности восстановления исторической справедливости в отношении Старой Веры, необходимости широкого и объективного освещения её истории, трагических событий раскола XVII века. Владыка Андриан указал на то, что следует начинать работу по созданию общественного движения, объединяющего всех старообрядцев независимо от их принадлежности к тому или иному согласу. Он подчеркнул, что «богословские» и «экклесеологические» вопросы следует оставить в стороне, сосредоточив основное внимание на объединении усилий по развитию общестарообрядческих традиций, возрождению древле-православной нравственности, культуры, знаменного пения, изучению богатейшего книжного наследия. В этом вопросе организационный и общественный опыт Международного «Евразийского Движения» мог бы быть важнейшим подспорьем. … Изначально и так бывшие чрезвычайно тесными и крепкими связи «Евразийского Движения» с русским старообрядчеством неуклонно развиваются, что с глубоким удовлетворением констатировали все участники встречи». [7]
Однако после скоропостижной смерти митрополита Андриана в 2005 г. отношения между дугинистами и Московской митрополией РПсЦ явно ухудшились. По моим личным наблюдениям, в 2007-2008 гг. значительная, если не преобладающая часть интернет-травли в адрес нашего действующего предстоятеля митрополита Корнилия исходила от пропагандистов дугинской идеологии.
Тем не менее, Дугин и поныне льстит старообрядчеству не только своей пропагандой брадолюбия, но и такими, например, заявлениями: «Старообрядчество, на мой взгляд, пример и образец для русских консервативных революционеров, хотя в нынешнем положении, это скорее памятник русскому субъекту, но не сам русский субъект. Возможно, карта и план по его поиску». [8]
Однако собственные религиозные воззрения Дугина находятся в русле РПЦ МП (как минимум, с формальной точки зрения). Вот как он их излагает: «В течение 90-х годов прошлого века я внимательно исследовал историю и философию эпохи раскола XVII века, и пришел к выводу, что это событие было катастрофой в русской церковной истории, не излеченной до сих пор. Я увидел безусловный прерыв древней православной традиции в реформах патриарха Никона, и еще более в последующей за ними секуляризации русского общества при Петре – т.н. «синодальный период» в истории Русской Церкви. Я посвятил старообрядчеству цикл статей, стараясь вжиться в истину этой части русского общества, возшедшей ради верности древним устоям на Голгофу. Признание справедливости позиции и удивительной точности катастрофических прогнозов старообрядцев относительно происходящих в Церкви и обществе XVII века перемен (секуляризация) привело меня к старому обряду. Но при этом множественность старообрядческих конфессий, их разобщенность и внутренние экклесеологические разногласия, а также целый ряд других соображений (например, наблюдение за тем, что и клир и прихожане Русской Православной Церкви чрезвычайно далеки от «классических никониан» XVII-XVIII веков и сами ищут часто свою историческую идентичность), удержали меня от разрыва с РПЦ. Я остановился на Единоверии, и стал с 1998 года прихожанином единоверческого храма Михаила Архангела Русской Православной Церкви в Михайловской слободе. Я остаюсь им до сих пор, являясь «клирошанином» и в некоторых случаях исполняя роль церковного чтеца. С точки зрения церковных правил, таким образом я 22 года (на сегодняшний 2009 год) являюсь воцерковленным христианином, стараюсь строго соблюдать церковные правила и предписания, посты, исповедь духовнику и принятие Святых Даров, при этом в качестве философа исследуя вопросы истории религии, богословия и экклесеологии и в качестве ученого, изучая и преподавая в Высшей школе (МГУ им. М.В. Ломоносова) социологию, философию, политологию, этнологию, психологию, геополитику, историю науки и культуры». [9]
Разумеется, глупо усматривать в дугинском «евразийстве» некий инструмент для обеспечения интересов РПсЦ, для пропаганды ее истории и мировоззрения. Например, видный дугинист Владимир Карпец высказал такое свое отношение к гонителю белокиницкой иерархии обер-прокурору Победоносцеву: «Обер-прокурор боролся не со старообрядчеством как таковым, а всего лишь с попытками учреждения нескольких церковных иерархий – в нарушение канонического предписания «один город – один епископ». Делал он это прежде всего как государственный муж. Да, безусловно, обер-прокурор Синода считал невозможным поставление старообрядческого священства вне иерархии Греко-Российской Церкви. Но эта позиция, на самом деле, была продиктована не только и не столько его личным страхом, сколько положением Российского Императора, слугой которого был Константин Петрович, как «внешнего епископа Церкви». И это было совершенно правильно. … Cегодня, безусловно, необходимо не только воссоединение старообрядцев с Церковью, но и еще более неоходим «обратный процесс» – «старообрядная прививка» Русской Православной Церкви, если угодно, «контрреформа», но не жесткая, не «через колено», какой была реформа Никона, а постепенная и добровольная – кто хочет остаться при «новинах», пусть остается. Никакого взаимного зазирания и предпочтения быть не должно. При этом необходимо помнить: полное восстановлении Русской Церкви, подлинное Торжество Православия возможно только с полным восстановлением исторической Русской государственности, Самодержавной монархии». [10] Такое мог заявить только откровенный враг нашей Церкви.
Кроме того, Дугин совершенно отчетливо заигрывает с беспоповским мировоззрением – с теми его частями, которые противостоят православной поповщине: «Мы давно под властью антихриста и слуг его. И от духа этого никто не свободен и никто не чист, кроме праведников и святых (тайных или явных)». [11] Не стоит забывать и о том, что дугинский сайт, посвященный старообрядчеству, имеет беспоповское название – «Радио «Духовный Антихрист»». [12]

[1] http://www.evrazia.org/modules.php?name=News&file=article&sid=2677
[2] Cм.: http://eurasia.com.ru/stenogramma.html
[3] Cм.: Дугин А.Г. Философия традиционализма // http://www.arcto.ru/article/118)
[4] См.: http://staroverie.ru/sobor.shtml
[5] См.: http://starover.borda.ru/?1-6-60-00000042-000-10001-0; сейчас домен этого сайта всё же принадлежит РПсЦ – см.: http://domenindex.ru/rpsc.ru
[6] Жить по вере // http://pravaya.ru/faith/118/687
[7] http://www.evrazia.org/modules.php?name=News&file=article&sid=1786
[8] Дугин А. Археомодерн // http://www.arcto.ru/article/1474
[9] А.Г.Дугин. О моем отношении к религии (вынужденные пояснения) // http://www.sorokinfond.ru/index.php?id=1003)
[10] Владимир Карпец. Староверы // Завтра. 2012. № 39
[11] Дугин А.Г. Мы – Церковь последних времен // http://www.modernlib.ru/books/dugin_aleksandr/metafizika_blagoy_vesti/read/
[12] http://staroverie.ru/