Публицистика

Дугинизм против древлеправославия. Часть 3. Дугинская игра в религиозную философию

Возглавляемое Дугиным неоевразийское движение имеет множество разнообразных идейных истоков: «Йогическую мистику итальянского «языческого империалиста» Юлиуса Эволы, «ариософию» немецкого рунолога Германа Вирта, национал-революционные идеи немецких идеологов 20-30-х годов, а также русское евразийство и национал-большевизм, доходя в том числе до идей европейских «новых правых» и «новых левых»». [1] Кроме того, Дугин указывает на то, что «философия Хайдеггера может оказаться той главной осью, на которую будет нанизано все остальное». [2] Однако в конечном счете верно следующее утверждение публициста Аркадия Малера: «Как человек, прочитавший все книги Дугина и пытавшийся когда-то систематизировать его «философское наследие», я мог бы сказать, что общей основой всех его установок эксплицитно является учение так называемого «интегрального традиционализма» французского философа Рене Генона, известного также как шейх Абдуль Вахид Йахья, поскольку этот самый традиционализм привел его к исламу суфийского толка. … Скажу только, что учение Генона – это нечто среднее между адвайта-ведантой и неоплатонизмом, дедуцирующее всю существующую реальность из предвечного безличного Абсолюта в строгой субъект-объектной иерархии форм». [3] Свою близость к Генону, Эволе и другим контрмодернистам Дугин неоднократно подчеркивал и сам. [4] (Следует особо отметить, что Рене Генон принял масонство в оккультной системе «Мемфис-Мицраим». [5] Таким образом, дух дугинского неоевразийства в некоторой степени исторически производен от духа «Мемфис-Мицраима»). Вместе с тем, современные последователи аутентичных русских евразийцев первой половины ХХ века (Трубецкого, Савицкого, Вернадского и других) отнюдь не признают Дугина своим единомышленником. Так, председатель Клуба Евразийской интеграции МГИМО Юрий Кофнер прямо заявляет: «Взгляды Дугина можно называть чем угодно – застой-консерватизмом или около-фашизмом, но только не евразийством. … «Дугинское евразийство» – это оксюморон, извращение и обман». [6] Поэтому дугинизм уместнее называть, по меньшей мере, неоевразийством, нежели собственно евразийством.
У неоевразийства имеется непосредственная связь с постмодерном. «Консервативный революционер» Дугин сам признался в том, что возглавляемый им Центр консервативных исследований при МГУ является постмодернистским проектом. [7] И это неслучайное признание, ибо дугинисты – «типичные постмодернисты. Они уверены, что могут сконструировать любую реальность и заставить поверить в нее окружающих. ... Поэтому можно придумать любую мораль, любую философию и этику, и внушить их массам. Для истинного постмодерниста это не подлежит сомнению». [8] Пренебрежение объективной истиной, всяческий релятивизм – это характерные признаки постмодерна. «Катехизис члена Евразийского Союза Молодежи» совершенно абсурдно возвещает, что «существует абсолютная истина. Но не одна». [9] Философ Борис Режабек отмечает: «Сталкивая несовместимые понятия, Дугин не ищет истины. Для него гораздо важнее воздействовать на психику разных групп читателей. Ярким примером этого является его программный лозунг «Третий Рим – Третий Рейх – Третий Интернационал», каждая часть которого рассчитана на свою группу читателей. Само понятие Консервативной Революции из этой же серии – оно является «катахрезой», сочетанием несочетаемого, чем-то вроде «живого трупа» или «безградусного спирта»». [10] Аркадий Малер: «У Дугина нет никакой полноценной «философии». Философия это целостное и внутренне более-менее связанное мировоззрение, имеющее явные позиции в вопросах онтологии, гносеологии, этики, эстетики и т.д. Ничего этого у Дугина нет – есть синтез очень разных философских и идеологических установок, очень сложно сочетающихся друг с другом и часто входящих в явное противоречие. ... В итоге возникает достаточно пестрая и агрессивная мозаика лозунгов и парадоксальных поворотов мысли, которая может оказать довольно сильное впечатление на романтически настроенного подростка или лишенного гуманитарного образования человека в период психологического кризиса, но которая внутренне никак не может превратиться в единую систему, и что самое показательное – совершенно не хочет это делать под началом самого Дугина. Этот постмодернистский хаос идей и терминов очень удобен для того, чтобы все время перескакивать с одной позиции на другую и никогда не отвечать за свои слова. Поэтому когда надо Дугину – он «правый», а когда не надо – «левый»; когда надо – консерватор, а когда не надо – революционер; когда надо – строгий ортодокс, а когда не надо – вольный визионер; когда надо – националист, а когда не надо – евразиец и т.д, список этих оппозиций бесконечен. Так что говорить о единой основе здесь невозможно, хотя правды ради можно постараться – ведь на чем-то же все это держится? И вот здесь ответ простой. Каждый ответственный философ, в отличие от доморощенного философствующего графомана, всегда задумывается над гносеологической, методологической базой своей философии – что он считает источником познания, какова логика формирования его знания и рассуждения, и т.п. Ничего подобного у Дугина нет и быть не может, потому что это заставило бы его существенно пересмотреть все свое мировоззрение и сузить коридор своих риторических возможностей. Таким образом, «гносеологической основой» его «философии» можно считать абсолютно анархический иррационализм. ... «Философия» Дугина – это не философия, а идеология и все ее мотивации чисто идеологические, что сразу очень много объясняет. И вот именно как идеология его учение действительно имеет довольно конкретное содержательное основание, можно сказать, некую точку отсчета для всех его исчислений, но опять беда – это основание носит не утвердительный, а отрицательный характер, вся идеология Дугина построена не на утверждении какой-то одной или более ценностей, а на отрицании, и ради этого отрицания громоздится весь хаос его компиляций. Это отрицание трех начал, которые в своей идеологии Дугин пытается представить как взаимосвязанные – во-первых, авраамической религии, во-вторых, западной цивилизации, в-третьих, исторического проекта Модерна. Почему эти начала мировой истории не нравятся Дугину – разбирайтесь сами, если хотите, но сразу могу сказать, что никакой позитивной логической связи вы там не найдете. Все, что может противостоять авраамизму, Западу и Модерну, принимается Дугиным в союзники и он пытается объединить все это в единый фронт, который тут же распадается по совершенно естественным причинам». [11] А.Г.Дугин сам заявляет: «Постмодерн в наших условиях может быть замечательным изящным оружием консервативного революционера». [12] А вот и уточнение Дугиным данного тезиса: «То, что было поставлено вне закона эпохой модерна, сегодня смело можно утверждать в качестве политической программы. И это уже не выглядит столь нелепо и провально, как в эпоху модерна. Хотя бы потому, что вообще все в постмодерне выглядит нелепо и провально, включая наиболее «гламурные» ее стороны: герои постмодерна не случайно «фрики» и «уродцы», «трансвеститы» и «вырожденцы» – это закон стиля. На фоне мировых клоунов никто и ничто не будет выглядеть «слишком архаичным» – даже люди Традиции, игнорирующие императивы Нового времени». [13]

[1] Аркадий Малер. Не консервативная, не православная, не философия // http://www.russ.ru/pole/Ne-konservativnaya-ne-pravoslavnaya-ne-filosofiya
[2] Дугин А. Четвертая политическая теория // http://www.profile.ru/items_27773
[3] Аркадий Малер. Не консервативная, не православная, не философия // http://www.russ.ru/pole/Ne-konservativnaya-ne-pravoslavnaya-ne-filosofiya
[4] См., например: Дугин А.Г. О моем отношении к религии (вынужденные пояснения) // http://www.sorokinfond.ru/index.php?id=1003
[5] (См.: http://www.kriptoistoria.com/ring/index.php?pp=xrzb7tm944s9od2k8ngg&f=2&vt=tree&tst=all&m=16592
[6] Юрий Кофнер. Дугин – это не евразийство! // http://www.gumilev-center.ru/dugin-%E2%80%93-ehto-ne-evrazijjstvo/
[7] См.: http://evrazia.org/news/8310
[8] Обыкновенное евразийство // http://rosgreat.org/?p=12178
[9] Катехизис члена Евразийского Союза Молодежи // http://www.rossia3.ru/katehizis.html
[10] Режабек Борис. Мерзлая земля евразийца Дугина // http://www.lebed.com/2001/art2744.htm
[11] Аркадий Малер. Не консервативная, не православная, не философия // http://www.russ.ru/pole/Ne-konservativnaya-ne-pravoslavnaya-ne-filosofiya
[12] Дугин А. Археомодерн // http://www.arcto.ru/article/1474
[13] Дугин А. Четвертая политическая теория // http://www.profile.ru/items_27773