Для чего неоевразийству потребовалась фиктивная «Традиция»? Для того, чтобы проповедовать контрмодерн. Для того, чтобы бороться с современным обществом как таковым, пытаясь вернуть его в архаичное состояние. «Катехизис члена Евразийского Союза Молодежи» провозглашает: «Прошлое учит нас тому, как надо жить – без парламентов, телевизоров, «прав человека», электронной плесени городов. Прошлое реально, настоящее виртуально. … Современность во всем и всегда ошибается. Но мы-то живем сегодня, в мире без Традиции, наступившем после конца Традиции, и следовательно, у нас только один выход – поднять восстание против современности, воссоздать древнее и вечное. И пусть содрогнутся насекомые настоящего!». (Катехизис члена Евразийского Союза Молодежи // http://www.rossia3.ru/katehizis.html) (Кстати, среди прав человека, ненавидимых дугинистами, имеется право на жизнь. Есть еще право на свободу совести, на свободу слова и многие другие права – которых были лишены православные староверы в империи Романовых. Это так, заметка на полях ...).
Сам Дугин провозглашает себя в качестве контрмодерниста следующим образом: «Изначально мое мировоззрение складывалось в начале 80-х годов на основе традиционализма. Это философское направление настаивает на том, что: современный мир является аномалией; Новое время и его культура, наука и философия представляют собой девиацию в отношении сакральных традиций и религий, и, следовательно, полнота истины обретается в сфере древних мифов и религиозных верований, которые напрямую обращались к вечному и неизменному Началу. ... Традиционализм оказал на меня решающее воздействие, и я сохраняю верность этим базовым установкам – в первую очередь, убежденность в правоте духовных традиций и в ошибочности философий Нового времени – до сего дня». (Дугин А.Г. О моем отношении к религии (вынужденные пояснения) // http://www.sorokinfond.ru/index.php?id=1003)
Кризис Модерна Дугин предлагает не преодолевать, восходя к более сложному состоянию Сверхмодерна, а просто ликвидировать вместе с самим Модерном, откатившись далеко назад: «Конец истории мог бы теоретически быть и иным: «планетарный Райх» (в случае победы нацистов), «мировой коммунизм» (если бы оказались правы коммунисты). Но «конец истории» оказался именно либеральным (о чем одним из первых догадался философ А. Кожев, а затем его идеи воспроизвел Ф. Фукуяма). Но раз так, то любые апелляции к модерну и его предпосылкам, к чему в той или иной степени апеллировали представители второй (в большей мере) и третьей политических теорий, утрачивают свою релевантность. Битву за модерн они проиграли (ее выиграли либералы). Поэтому тема модерна (как, впрочем, и модернизации) может быть снята с повестки дня. ... Освобождаясь от необходимости подстраивать теологию под рационализм модерна, носители четвертой политической теории могут вполне пренебречь теми богословскими и догматическими элементами, которые в монотеистических обществах (особенно на поздних этапах) были затронуты рационализмом, что, впрочем, и привело к появлению на развалинах христианской культуры Европы вначале деизма, а потом атеизма и материализма в ходе поэтапного развертывания программы Нового времени. Не только высшие сверхразумные символы Веры могут снова быть взяты на щит, но и те иррациональные моменты культов, обрядов и легенд, которые смущали богословов на прежних этапах. Если мы отбрасываем прогресс как идею, свойственную эпохе модерна (а она, как мы видим, закончилась), то все древнее обретает для нас ценность и убедительность уже потому, что оно древнее. Древнее – значит, хорошее. И чем древнее, тем лучше». (Дугин А.Г. Четвертая политическая теория // http://www.profile.ru/items_27773) Таким образом, любая языческая дурь Вавилона или Египта (а лучше – совсем уж диких племен далекого прошлого) хороша для Дугина тем, что она – древняя. Более того, по Дугину, мы даже не имеем права оценивать ее как дурь. (Здесь контрмодерн идет с постмодерном в одной связке). Но христианин, напротив, верует в будущее, существующее помимо ада, хаоса и смерти, торжествующее над адом, хаосом и смертью: «Чаю воскресения мертвым. И жизни БУДУЩАГО века». Христианское упование в его темпоральном аспекте – упование прежде всего на будущее. Таким образом, христианство несовместимо с «традиционализмом». Прошлое как таковое не священно. Православие священно.
Борис Режабек: «Проповедуя идеи «консервативной революции», Дугин написал и издал в своём издательстве «Арктогея» («Арктогея» – это мифическая страна «Полярного Рая», которую нафантазировал один из гитлеровских историков, Герман Вирт), целую серию книг. В них он демонстрирует, что главная черта Консервативной Революции – это ненависть к научной мысли и разуму и мечта о возврате к временам, когда сакральность власти никто не смел подвергать сомнению, а категории Раб и Господин имели абсолютное значение. … Непонимание природы и ценности науки и страх перед ней – вот основа мировоззрения Дугина». (Режабек Борис. Мерзлая земля евразийца Дугина // http://www.lebed.com/2001/art2744.htm)
Действительно, неоевразийцы проявляют заметную агрессивность по отношению к науке и по отношению к светской культуре вообще. В публикации с красноречивым названием «Александр Дугин – настоящий постмодерн!» Дугин заявляет следующее: «Я считаю, что наука – основополагающая черта модерна. Постмодерн – конец модерна, значит конец науки. Мы говорим с Вами в эпоху постмодерна. О какой науке может идти речь?», а также провозглашает: «Рационализм иррационален в своей сути, его строгость соблюдается только в промежуточной методологической сфере. Все исходные предпосылки мышления, а равно как и окончательные выводы рационального процесса безумны и нерациональны». (Александр Дугин – настоящий постмодерн! // http://www.arctogaia.com/public/postmodern.html) И еще один типично постмодернистский манифест Дугина: «Человек говорит «я так думаю», не подозревая, что речь идет о случайном перекрещивании заведомо внедренных в его сознание кодовых таблиц, действующих по строгой логике одной или нескольких операционных систем. Никаким «я» и, строго говоря, никаким «думаю» здесь и не пахнет». (Дугин А.Г. Философия традиционализма // http://www.arcto.ru/article/112) И отсюда проистекает дугинский идеал русского человека: «Чем глупее, тем лучше, если речь идет о русском человеке, настоящем русском, у которого нет помыслов вообще, который невинен в этом отношении, ведь когда помыслы возникают, с ними приходит, возникает соблазн». (Дугин А. Археомодерн // http://www.arcto.ru/article/1474) «Катехизис члена Евразийского Союза Молодежи» тоже поет гимн иррационализму: «Все в Традиции прекрасно. Особенно то, что неразумно, непонятно, необоснованно, что превышает мелкий плешивый разум». (Катехизис члена Евразийского Союза Молодежи // http://www.rossia3.ru/katehizis.html)
Для чего русскому человеку не думать? Чтобы не развиваться, не прогрессировать! Ибо разум – непременное условие общественного развития. И потому противники развития в первую очередь атакуют разум. (См.: Кургинян С.Е. Исав и Иаков. Т.1 М. 2009 Часть 6. Глава 8) Для чего еще русскому человеку не думать? Чтобы не задавать Дугину неудобных вопросов, попав в сети его организации, обладающей некоторыми признаками деструктивной секты. Например, «Катехизис члена Евразийского Союза Молодежи» прямо-таки по-сектантски промывает мозги потенциальному молодому дугинисту: «Все, что тебя окружает, мираж, подвох и подделка. Плюй на это, повернись спиной и ищи пути к нам». (Катехизис члена Евразийского Союза Молодежи // http://www.rossia3.ru/katehizis.html) Девушка, случайно столкнувшаяся с членами ЕСМ, отмечает: «Поведение евразийцев оказалось очень манипулятивным, имеющим целью завлечь в свои ряды неофитов. Причем поведение очень напомнило поведение адептов мунизма в эпоху становления этой секты». (http://nor-man-volk.livejournal.com/334699.html) (Впрочем, в одном списке с мунистами дугинисты уже оказывались – в вышеупомянутом справочнике миссионерского отдела РПЦ МП). Зачем еще русскому человеку не думать? Затем, что думать за него будет фюрер …
Вот три независимых друг от друга характеристики дугинской идеологии. О. Максим Козлов (РПЦ МП): «Псевдоевразийство типологически совпадает с теми направлениями и движениями, которые получили в итоге в Италии название фашизма, а в Германии – название национал-социализма». (http://www.st-tatiana.ru/text/34404.html) Один из давних знакомых и приятелей Дугина: «Это все для дела – установление в России фашистского режима правления во главе с Фюрером (которым м.б. и сам А.Д. хочет быть, или его ставленник). Это я не из публичных статей, а из личного общения». (http://drevlepravoslavie.forum24.ru/?1-20-0-00002840-000-10001-0) Анонимный публицист: «Евразийство Дугина представляет собой обыкновенный фашизм, которым он сильно увлекается и был еще в советские времена одним из лидеров «Черного ордена SS», в который входил и еще один «традиционалист» Гейдар Джемаль. … Дугин изобрел сложно структурированный комплекс демагогии, оправдывающий узурпацию политической власти небольшой группой людей, подавление инакомыслия, превалирование государства в экономике, насаждение государственной идеологии. Т.е. стандартный набор определений фашистского государства, но под новым евразийским соусом. Определенной части российского общества очень хочется перейти от авторитарного государства к тоталитарному. Одним из идеологических соображений, другим из меркантильных – когда ты не просто воруешь сколько хочешь и вывозишь добро на Запад, но и при этом никто и слова против сказать не смеет, а если смеет, то сидит и умирает в тюрьме». (Обыкновенное евразийство // http://rosgreat.org/?p=12178)
Это правдивые обвинения или поклеп? Я не стану окончательно и стопроцентно относить дугинизм к разряду фашистских идеологий, но отчетливые параллели между дугинизмом и фашизмом, действительно, существуют: культ насилия и господства, ненависть к парламентской демократии и правам человека, апология неравенства, стремление к замене науки мифологией. И еще одна важная параллель – склонность к милитаризму. Вот, зацените: «Газовый скандал России и Украины существенно повысил актуальность альтернативного проекта газовой магистрали Nabucco, которая должна пойти в обход двух стран. Особый интерес к ней проявили восточноевропейские страны, больше всего пострадавшие от остановки Киевом транзита российского газа. Среди них Болгария, Румыния и другие. Политическую поддержку проекту обещали оказать и США. Журнал «Коммерсант Власть» делает предположение, что российское правительство во главе с Владимиром Путиным попытается сорвать строительство Nabucco. При этом отмечается, что этому может способствовать новая волна конфликта в Нагорном Карабахе. Руководитель Центра консервативных исследований философ Александр Дугин в интервью порталу «Евразия» заявил, что срыв строительства альтернативного газового проекта необходимо осуществить любой ценой: «Я думаю, что проект Nabucco надо сорвать любой ценой, потому что речь идет о геополитике газа. Если для этого понадобится инициировать военный конфликт, надо это делать. Потому что в геополитике все средства хороши» – считает Дугин». (http://evrazia.org/news/7025) Здесь уже не «Традиция» превыше всего – здесь превыше всего «Газпром»!
И, наконец, у русского человека есть еще одна – самая главная – причина не думать. Она заключается в том, что думать за него должен американец. Да, да – Дугин, понимая это или нет, но действует по классической схеме «держи вора!». На месте американских властей я бы давно уже наградил «ярого антиамериканиста» Дугина Золотой медалью Конгресса США. Ибо заслужил. Ведь Дугин проповедует отказ от разума и прогресса не американцам, и даже не китайцам, а русским! Борис Режабек: «Дугин драпируется в костюм защитника России от происков атлантистов и всяческих сил мирового заговора, его тексты и идеи, если их принимать всерьёз, способствуют окончательному уничтожению способности людей здраво мыслить и тем самым ведут к разрушению России». (Режабек Борис. Мерзлая земля евразийца Дугина // http://www.lebed.com/2001/art2744.htm) Один из комментаторов так отозвался о дугинской статье «Четвертая политическая теория»: «В приведенном материале нет практически никакой науки. А это значит, что вряд ли сможет автор объяснить все, что произошло в обществе России за последние 80 лет истории. … Что касается Хайдеггера, то у него нет вообще таких знаний, с помощью которых можно было бы объяснить все, что произошло в обществе России за последние 80 лет истории, не говоря уже вывести страну на дорогу прогресса и процветания». (Дугин А. Четвертая политическая теория // http://www.profile.ru/items_27773) И еще одна сентенция: «Философский тупик возникает у евразийцев, когда появляются вопросы о практических последствиях реализации их планов. Ведь вместе с западной цивилизацией Дугин категорически отвергает и модернизацию во всех ее аспектах. И как тогда в изолированном от остального мира немодернизированном, тоталитарном, клерикальном государстве могут развиваться на современном уровне наука и техника, чем будем противостоять проклятому Западу? Шапками закидаем? Как заставить ученого, врача, инженера, писателя мирового уровня жить и эффективно работать в стране, где нет свободы слова, информации, передвижения? Опустим железный занавес? Какова будет дееспособность такого государства в современном мире и не перестанет ли оно в очень короткое время быть «субъектом истории»? Может ли идеология, навязанная народу обманом и насилием, стать хорошей основой для построения светлого будущего?». (Обыкновенное евразийство // http://rosgreat.org/?p=12178) Вся неоевразийская программа, по сути, сводится к тому, что пусть американцы с их «проклятым» разумом развивают науку и технику, получают Нобелевские премии, повышают производительность своего труда и уровень своей военной мощи, а русские при этом должны главным образом молиться (например, Карачуну), всё более становясь похожими на папуасов. Дугинизм – это программа убийства любой русской конкурентноспособности на мировой арене. А в конечном счете – это программа исчезновения русского народа и русской культуры. И здесь я не могу не процитировать С.Е.Кургиняна: «Твоя стратегия – на то и твоя, чтобы противник имел о ней неверное представление. Вот тогда-то и используются наиболее сложные семантические прикрытия. Понятия искажаются. Создаются ложные понятия. Такие искажения и имитации – часть интеллектуальной войны. А как иначе-то? Никто не станет обнажать перед противником ядро собственной стратегии. И наоборот, все будут пытаться добраться до ядра чужой стратегии и посеять там семена деструкции, внедрить враждебный стратегический вирус». (Сергей Кургинян. Медведев и развитие-4 (продолжение) // Завтра. № 15. 09.04.2008) Одним из таких «стратегических вирусов», призванных уничтожать конкурентов Запада, и стали мифические представления о «Традиции». Кто такой Генон? Француз и масон. Генонизм, при всём своем внешнем антизападничестве – это коварное оружие западной культуры и западного мышления, которым Дугин сегодня пытается угробить яркий и самобытный русский интеллект. (Помимо генонизма, Дугин собрал в неоевразийстве богатую коллекцию прочих отбросов западной философии и западной мифологии, вполне годных для превращения русской культуры в интеллектуальную помойку).
Таким образом, любой русский интеллектуал, любой русский патриот должен сказать дугинизму свое решительное «нет!».
Философия в качестве науки