В марксизм меня втянула историческая наука, но в философию как таковую меня втянул индивидуалист Бердяев. Я умею работать в коллективе, но я никогда не был убежденным коллективистом. И это было глубоко правильной манерой поведения в окружении полукриминальных коллективов "с рабочих окраин" моего отрочества.
Сегодня в области духа я чувствую себя одиноким ковбоем. Моя интеллектуальная линия идет сквозь всё, с чем я сталкиваюсь как философ - и не прислоняется ни к чему. Я чувствую, что такой путь - моя особая профессиональная миссия.
Не всякий индивидуализм хорош и уместен. Этот - уместен.
Такая ситуация имеет не только субъективные, но и объективные истоки. Я - трудящийся, такова моя классовая принадлежность. Раньше, лет сто назад, трудящиеся любили сплачиваться между собой для отстаивания своих классовых интересов, соединяли свои ресурсы воедино, и это было оправдано - так можно было побеждать. Однако с тех пор относительное обнищание людей наемного труда только возрастало, и потому у нас нет теперь ресурсов для коллективной победы - даже если объединить все деньги, все усилия и всё время, что сегодня есть у рабочего класса.
Даже мелкая буржуазия, на порядок более богатая, чем пролетариат, была раздавлена на Донбассе олигархами, как только она посмела играть самостоятельную историческую роль ... Крупный капитал, по сравнению со своим прежним состоянием, просто ушел на арене классовой борьбы в другую, более выигрышную, "весовую категорию". И теперь именно крупный капитал объединяет людей в те или иные коллективы. Причем делает это в любой области общественной жизни - в экономике, политике, науке, религии, искусстве ... Волонтерские усилия энтузиастов, даже объединенных между собой, выглядят просто жалко на фоне организованного впрыскивания "бабла" ... Граждане прут на запах "бабла" как коты на запах валерьянки - и эта толпа неизменно побеждает неисправимых романтиков (таких как я) ...
При этом я не считаю себя "неудачником" - буржуазные критерии "удачи" никогда не были моими, а своим собственным критериям я более или менее соответствую.
Что в таких условиях остается нам - тем трудящимся, которые хотят быть, по ленинской классификации, не "хамами" и "холопами", а "революционерами" (хотя бы в науке или в искусстве)? Действовать как Фродо, которому удалось пробраться в Мордор только потому, что он не захватил с собой многочисленную кампанию. Теперь каждый из нас сам себе Фродо и сам себе одинокий ковбой, пролагающий новые пути по звездам. А стройными колоннами сквозь широкие триумфальные арки вслед за своими вождями и кумирами уже давно маршируют фашисты - орудия "денежных мешков" ...
P.S. Отмечу, что вновь становящийся сверхактуальным индивидуализм (в своей особой, прогрессивной форме) - это явление европейское по духу. Я всегда ощущал себя европейцем, а стадная азиатчина - это лучший друг капиталистов из Гонконга и Эр-Рияда.
Философия в качестве науки