© Ю.В. Лоскутов, 2009 Опубликовано: Наука. Философия. Общество. Материалы V Российского философского конгресса. Том 2. Новосибирск. 2009
[С.206]
Этика сегодня, в большинстве своих проявлений, относительно слабо связана с основным содержанием общей философии и прочих философских дисциплин, что негативно сказывается на состоянии теоретического исследования морали (нравственности). (Так, например, в мировой этике до сих пор, так или иначе, не решена проблема сущности морали, и даже, как правило, не наблюдается горячего желания эту проблему решать, − несмотря на то, что без определения сущности своего предмета, взятого в его целостности, этика в принципе не может стать зрелой, сформировавшейся наукой). Тем не менее, существует реальная теоретическая перспектива выхода этики за узкие рамки собственно моральных рассуждений, зачастую совершенно произвольных, что означает, в том числе, и перспективу решения ключевых этических проблем при помощи общефилософской аргументации. Ясно, что это означает признание несамодостаточности, гетерономии морали – и, соответственно, признание несамодостаточности этики как философской дисциплины.
Человек, обладающий моралью, – это человек, находящийся в бесконечном мире, аккумулирующий и преобразовывающий бесконечное содержание последнего. В современной материалистической философской традиции концепция бесконечности существует, прежде всего, как концепция единого закономерного мирового процесса бесконечного развития материи. Человек, как наиболее сложное материальное предметное существо, является наиболее полным предметным выражением указанного процесса, единством бесконечного и конечного, что выражено и в практическом характере человеческой сущности. Имея дело с конечным, человеческая практика тем самым всегда имеет дело с бесконечным, − вскапывая свой огород, человек копается в бесконечном мире. Еще со времен классической немецкой философии, известен принцип, согласно которому философия может считаться наукой только при условии соответствия философской теории критерию выражения бесконечности и всеобщности. Соответственно, и этика, как философская дисциплина, может получить статус зрелой науки лишь при условии выражения бесконечности и всеобщности в своем теоретическом и нормативном содержании. При этом всеобщность содержания этической теории следует понимать не в качестве абстрактной всеобщности, − но в качестве конкретной всеобщности, предполагающей необходимость применения различных вариаций того или иного общего этического принципа в различных конкретных нравственных ситуациях. Так же и фактор бесконечности должен получить в этической теории конкретно-всеобщую интерпретацию, включающую в себя анализ конечного, особенного, − прежде всего анализ конечной земной жизни конкретных индивидов. (Ибо бесконечное состоит из конечного).
Вот важные философские проблемы (так или иначе затрагивающие в той или иной мере предмет этического знания), которые, на наш взгляд, не могут быть научно решены без учета фактора бесконечности:
Проблема сущности морали. На наш взгляд, выявить действительную сущность морали можно только с помощью нахождения единого онтологического основания всех разнообразных моральных явлений, т.е. с помощью определения подлинной субстанции морали. Причем эта субстанция должна выдерживать теоретический «тест» на выражение в ней потенциально бесконечного содержания человеческой реальности.
Проблема обоснования морали. Христианская вера уже давно ввела фактор бесконечности в соответствующую моральную аргументацию. Однако в светской этике увязать этот фактор с необходимостью нравственного поведения возможно при апелляции прежде всего к знанию.
А также: проблема смысла жизни, проблема овещнения, проблема онтологического основания нравственных ценностей, проблема технологических рисков, ключевые вопросы деловой этики и т.д.