© Ю.В. Лоскутов, 2002 Опубликовано: Философское осмысление судеб цивилизации. Ч.4 М.; Кафедра философии РАН, 2002
[С.107]
Сегодня только та цивилизация может считаться современной, которая находится в процессе перехода к постиндустриальной стадии развития. Формирование целостного человека является, на наш взгляд, интегральной характеристикой, основой этого перехода, и тем самым ― основой развития современной цивилизации.
Во всех предшествующих цивилизациях человек всегда являлся носителем прежде всего частичных, ограниченных функций. При этом он всегда находился в противоречивом единстве с носителями противоположных частичных функций. (Например, к противоположным относятся функции властителя и подданного, руководителя и подчиненного, производителя и потребителя, рабочего и капиталиста, представителя умственного и физического труда и т.д.). Носителем целого выступало всё общество, а не отдельная личность. Однако в современном мире человек получил шанс на обретение универсальности, на восстановление (в совершенно новых, весьма богатых и разнообразных условиях) той целостности личности, которая была утрачена в процессе
[С.108]
рождения и становления цивилизации. Следует уточнить, что если для современных людей это ― шанс, то для истории человечества это ― необходимость, которая рано или поздно, но будет реализована во всех сферах общественной жизни.
Во-первых, происходят кардинальные изменения в социально-экономической сфере. Становление всеобщего, онаученного труда уничтожает противоположность между умственным и физическим трудом, что приводит в конечном счете к постепенной ликвидации классового антагонизма, а также антагонизма между производителем и потребителем. Носителем всеобщего труда является класс профессионалов, который часто и, по нашему мнению, не совсем точно именуется классом интеллектуалов. (Для того, чтобы эффективно использовать достижения науки в качестве непосредственной производительной силы, не обязательно обладать интеллектом на уровне авторов научных разработок. Определяющей чертой профессионала является не высокий уровень интеллекта, а высокий уровень профессионализма, позволяющий самостоятельно производить идеи, товары или услуги). У представителя всеобщего труда иная классовая принадлежность, чем у капиталиста и эксплуатируемого рабочего. В целостных личностях снимаются антагонистические социальные признаки: профессионалы и принимают решения, и самостоятельно их исполняют; носители всеобщего труда потребляют значительную часть того, что производят; обладание средствами производства (знаниями и т.д.) сочетается у профессионалов с напряженным трудом. Таким образом, класс профессионалов в качестве самодостаточной совокупности сообществ не нуждается в наличии классового антагониста.
[С.109]
Во-вторых, постепенное превращение антагонистических противоречий в неантагонистические обуславливает дальнейшую демократизацию политической жизни, укрепление целостности политической сферы, и в конечном счете ― рост политических свобод. В индустриальном обществе стремление навязать свою волю противоположному классу, манипулировать его представителями с неизбежностью ведет к диктатуре. Поскольку классовый антагонизм неотъемлем от индустриальной цивилизации, неотъемлема от нее и диктатура. (Даже современная демократия является формой диктатуры, но такой формой, которая несет в себе зародыш ликвидации всякой диктатуры). Напротив, самодостаточные профессионалы постиндустриального общества в диктатуре не нуждаются. Они и в условиях свободы способны обеспечить себя и друг друга всем необходимым. Более того, наличие свободы весьма желательно для их личностного и профессионального роста. В силу этого демократия во всё большей мере эволюционирует от диктатуры к самоуправлению.
В-третьих, формирование целостного человека должно инициировать изменения в духовной культуре общества. Последняя характеризуется наибольшей инертностью среди всех сфер общественной жизни, однако уже сейчас наукой зафиксировано начало перехода профессионалов к постматериальной (ошибочно именуемой "постматериалистической") системе ценностей ― материальные ценности признаются и уважаются, но ставятся в контекст общего развития личности и общества. На наш взгляд, также должна произойти эволюция мировоззрения. Философия будет медленно, но верно отвоевывать позиции у мифа и всё больше превращаться в
[С.110]
инструмент не только описания, но и переделки действительности. В философии как науке произойдет смена парадигм, которая проявится, прежде всего, в замене основного вопроса философии: антитеза "первичность материи или первичность сознания", возникшая во многом под влиянием разделения труда на умственный и физический, сохранится, но не будет играть решающей роли. Ее место займет противопоставление целостного человека миру. Осознавая свою целостность и высшую ценность, человек будет сознательно позиционировать себя в качестве "альфы и омеги" философского познания. Возможно, что человек как более сложная по сравнению с миром реальность обретет в философии статус макрокосма.